Искусство древних. В чем особенность греческой керамики?

Побывав в Греции, посетив древние города и храмы, накупавшись в теплом море, отведав чудесных местных кушаний, хочется греческая керамикасохранить в памяти воспоминания об этой удивительной стране. Хочется иметь небольшой сувенир, при взгляде на который можно бы сразу мысленно оказаться в Греции. Лучше всего для этого подходит греческая керамика: расписные изделия из глины – символ Эллады.
Керамика (греч. keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина) – это любые бытовые или художественные изделия, выполненные из глины или глиносодержащих смесей и обожженные в печи или высушенных на солнце.
А изготавливать керамические изделия люди научились много веков назад, постепенно совершенствуя мастерство и технику. Несмотря на глубокие различия культур древних народов, у которых оно практиковалось, технические приемы и применение керамики удивительно похожи.
Керамика древних греков, особенно афинян, – одно из наивысших достижений этого искусства. К счастью, в греческой литературе описаны некоторые детали производства керамики, а раскопки и исследования помогли создать ясную картину всего процесса.
В Греции гончарное ремесло, особенно керамика, возникло под влиянием Востока, но простым ремеслом, удовлетворяющим обыденные нужды, оставалось недолго. Его стали использовать в культовой архитектуре. По легенде, впервые керамика была применена для украшения храмовых фронтонов рельефами из глины в Коринфе, и там же начали изготавливать сосуды с цветными рисунками и пластическими орнаментами.
Кроме Коринфа, это искусство процветало на островах Хиос и Самос и в Афинах, где им с незапамятных времен занималось значительное число семей, образовавших многочисленное сословие афинских горшечников. Это сословие имело цеховую организацию и населяло отдельный квартал, получивший название керамикос (квартал горшечников).
Афинские горшечники, которые в Афине, Гефесте и Прометее видели своих богов-покровителей, пользовались почетной привилегией поставлять призовые сосуды, раздававшиеся победителям на празднике Панафиней. Эта привилегия способствовала тому, что афинские мастера гончарного искусства вскоре отказались от восточных форм и заменили их национальными.
В техническом отношении их изделия уже давно стояли наравне с западными и среднеазиатскими. Глиняная посуда была одним из важных предметов заграничной торговли греков; финикийские купцы вывозили ее даже в Африку.



Особенностью греческой керамики стала ее самобытная роспись. Расписывал изделия либо сам гончар, либо художник-вазописец. Основной темой сюжетов были античные мифы, а затем и сюжеты из реальной жизни. Вазопись древнегреческого периода принадлежит стилю, переходному от геометрического. Орнамент располагается в виде ряда лент, но все большее значение приобретает изображение фигур людей и животных.
Свободные места между изображениями мастер заполнял орнаментально-декоративными мотивами — пальметтами, розетками и т.д. Мягкое сочетание бледно-желтой поверхности сосуда с коричневым силуэтом создавало сочную гамму. Особого богатства красочная гамма достигает в коринфских сосудах. Основное цветовое соотношение фона и изображения дополнялось белой, красной и фиолетовой красками.
В более поздний классический период Афины славились своими чернофигурными вазами: изображение наносилось черным лаком при помощи кисти и представляло собой только силуэты; детали рисунка процарапывались или прочерчивались поверх лака. Черные фигуры контрастно выделяются на красном фоне глины, из которой сделана ваза.
Не менее эффектной была и краснофигурная техника: изображения здесь оставлены некрашеными, а фон вазы покрывали черным лаком. Затем тонкими рельефными линиями выполняли детали изображений. Это придавало росписи более естественный вид, чем в чернофигурной технике, поскольку изображения выделялись светлым (красным) цветом на черном фоне. Рельефная линия создавалась выдавливанием глазури из маленькой трубочки.
Греческая керамика отличается чрезвычайно большим разнообразием форм. Чаще всего встречаются около 20 видов, всего же насчитывается более 350. Формы основных типов сосудов обусловливались их практическим назначением.
Так, амфора с двумя удобными ручками для переноса предназначалась для хранения вина или масла. Кувшин с устойчивым основанием – гидрия – предназначался для переноски и хранения воды. Широкогорлый кратер служил для смешивания воды и вина во время пира. Чаша для питья вина – килик – имела высокую ножку и две маленькие ручки. Сосуды для черпания вина из кратера – киафы – обладали высокой изящно изогнутой ручкой. Другой характер имели лекифы – маленькие сосуды с одной грациозной ручкой: в них хранили ритуальные масла и благовония. Большой сосуд яйцевидной формы – пифос – служил для хранения зерна.

В наши дни древние традиции тщательно поддерживаются современными гончарами. Высокое качество и изящество глиняных изделий пользуются огромным спросом у туристов, прибывших в Грецию. Здесь в магазинах можно приобрести набор оригинальной керамической посуды, который порадует глаз и обязательно пригодится во время обеда. А в любой сувенирной лавке легко найти различную керамику на любой вкус и кошелек: большие и маленькие вазочки, тарелки, чашки и многое другое. Необходимо только помнить, что изделие, расписанное вручную, не может стоить слишком дешево.

Related posts:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.