Акрополь в Афинах

Каждая столица практически любого государства имеет свою  «визитную карточку»: обычно некое сооружение, тесно связанное с историей города и обладающее архитектурной неповторимостью. Москва – это Кремль, Париж – Эйфелева башня, Нью-Йорк – статуя Свободы. Афины – это, несомненно, Акрополь.

И действительно, нет в Афинах памятника более подходящего для представления греческой столицы. Ведь Акрополь, даже с его руинами, олицетворят собой всю богатую историю Афин и греческого народа в целом.

В переводе Акрополь (Ακρόπολη Αθηνών)  — это «верхний город». Так в древности называлась укрепленная возвышенность  города, где строились храмы в честь богов. Афинский Акрополь являет собой скалистый холм примерно 300 метров в длину и 170 метров в ширину.

Основателем Акрополя считается легендарный царь Афин – Кекропс, а первые укрепления на этом месте появились еще во времена архаики. Позже Акрополь превращается в царскую резиденцию. В период правления Писистрата (560-527 гг.до н.э.) вместо царского дворца воздвигли храм в честь богини Афины, но в 480 году до н.э. во время греко-персидских войн этот храм был разрушен персами. Греки поклялись победить врагов и восстановить святыню.

Так и случилось. После разгрома неприятеля по указу тогдашнего правителя Перикла в 447 году до н.э. афиняне начали новое грандиозное строительство на Акрополе. Работами руководил знаменитый скульптор Фидий.  История архитектурных стилей Акрополя относится именно к его времени . Скорее всего, он и явился автором архитектурного и скульптурного облика всего комплекса сооружений, возвышавшихся над столицей, и руины которых мы можем видеть сегодня.

Афинский Акрополь состоял из 21 элемента, связанных друг с другом в едином архитектурном ансамбле: храм Парфенон, Гекатомпендон, Эрехтейон, статуя Афины Промахос, Пропилеи, храм Ники Аптерос, Элевсиньон, Бравронейон, Халькотека, Пандросейон, Аррефорион, Афинский алтарь, святилище Зевса Полиея, Святилище Пандиона, Одеон Герода Аттического, Стоа Эвмена, Асклепион, Театр Диониса, Одеон Перикла, Теменос, святилище Аглавры.

Масштабы и величие храмов и скульптур впечатляют! Чего только стоит один Парфенон, воздвигнутый в честь богини Афины-Девы (отсюда и название, от греческого «παρθνεος» — «девственный»)! Автором считается Калликрат, работавший под началом Фидия. Это одно из самых древних зданий на земле, причем, учитывая возраст, неплохо сохранившихся. Подумать только, он был возведен 2, 5 тысячи лет тому назад!

Сколько же поколений греков видели его, прикасались к его стенам и колоннам, обращались к своим богам в надежде на поддержку во время тяжелых испытаний и радовались победам на его алтаре? По его истории Парфенона можно изучать историю и культуру Греции. Помимо исторической ценности, это был образец античного искусства: его стены украшали великолепные барельефы со сценами рождения Афины, единоборств кентавров, греков и амазонок, а также отдельные скульптуры богов.

До начала V века нашей эры Акрополь простоял в неизменном виде. Но с распространением христианства в Греции Парфенон превратили в церковь Богоматери, а статую Афины перевезли в столицу Византийской империи Константинополь.

В XIV веке Византия пала под натиском Османской империи. С этого времени начинается долгий период забвения Акрополя, его разграбление и осквернение. Началось с того, что турки превратили Парфенон в мечеть, пристроив минареты. Но, видно, импровизированная мечеть их не устроила, и там просто стали хранить оружие и боеприпасы; а в храме Эрехтейон турецкий паша поместил свой гарем; из блоков, снятых с храма Ники Аптерос, сложили бастион.

Венецианцы, выбившие турков из Афин, также внесли свою лепту в уничтожении Акрополя: в 1687 году ядро, выпущенное с венецианского корабля, уничтожило почти весь фронтон Парфенона. А когда захватчики попытались снять скульптуры с храма, то разбили несколько шедевров.

В разграблении Акрополя в начале XIX века особо отличился английский лорд Элгин, который просто украл мировое наследие, выломав ряд метоп, несколько метров фриза (барельефы) и уникальные скульптуры, самовольно увезя все это богатство в Англию, где сейчас они хранятся в Британском музее и в Лувре.

В период освободительного восстания турки пытались даже взорвать Акрополь. Все их планы сорвал сапер Костас Хормовитис, ставший после этого греческим героем. Тем не менее, во время турецкой осады существенно пострадал храм Эрехтийон: в него попало турецкое ядро.

В конце XIX века уже свободные греки начали реставрационные работы символа Греции – Акрополя: снесли все поздние застройки, выложили заново храм Ники Аптерос. Словом, сделали все возможное, чтобы уникальный ансамбль вернул свой первоначальный вид. И вот уже более века люди со всего мира стараются увидеть это чудо света, внесенное в список всемирного наследия.

Как самостоятельно добраться до Акрополя, можно узнать из здесь.

 

 

 

2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *