Бесспорно, что понятие физической красоты человека абсолютно субъективное. Тем не менее, в ту или иную эпоху это понятие меняет некоторые свои черты, т.е. некоторые формы лица и тела становятся более модными. Но общие каноны красоты заложены в Древней Греции. Именно тогда сформировался культ совершенного тела человека, практически не изменившегося до наших дней.
Олицетворением такого физического идеала являлись, конечно же, боги. И хотя многие божества и герои древнегреческой мифологии отличались красотой, но эталоном мужского совершенства считался Аполлон, а женского – Афродита.
Аполлон (другое имя Феб) – Бог Света, Искусства и Наук – был сыном Зевса и титаниды Лето, рожденный на плавучем острове Делос (по другой версии, острове Астерия). В мифах описан как златокудрый красавец с серебряным луком, стрелы которого являлись солнечным светом. Охранитель стад, покровитель путников, а позже врачеватель и очиститель душ.
Аполлон был предводителем муз (Мусагетом), искусно играл на кифаре. У подножия Парнаса еще в юные годы сразился с чудовищем Пифоном, и в честь своей победы основал пророческое святилище в Дельфах и Пифийские игры.
Ему приписывается много любовных историй. Несмотря на его красоту, некоторые богини отвергли его любовь. Такими были Гестия, Персефона, Дафна и Кассандра, Коронида и Марпесса. Он вступает в любовные связи с нимфами Талией, Уранией и многими другими земными женщинами, а также с юношами Гиакинфом, Кипарисом, Орфеем. Имеет многочисленное потомство.
Культ Аполлона был широко распространен в Древней Греции. Ему посвящали оды, музыку и танцы. Аполлон имел множество эпитетов: прибрежный, скитальческий, бегущий на помощь, кулачный боец, метатель стрел. По своему значению в пантеоне богов, он находится только чуть ниже самого Зевса.
Афродита – богиня Любви и Красоты – «рожденная из пены», по другой версии дочь Зевса и океаниды Дионы. Она являла собой космическую энергию Любви, охватывающую всю Вселенную. В философии Афродита – это единая и нераздельная гармония. Окруженная цветами, животными, нимфам и харитами, она была богиней жизни, весны и плодородия. В ее любовной власти находились и боги, и люди.
Ее мужем на Олимпе был Гефест, бог кузнечного дела и самый некрасивый из богов. Но свою любовь она отдала Адонису, которого убивает Арес, желая заполучить красавицу. Считается, что от связи Афродиты и Ареса (бога войны) рожден Эрос (Эрот), бог чувственных наслаждений.
Любовные чувства богиня внушала при помощи своего пояса, в котором была заключено любовное желание и страсть к его обладателю. Афродита влюблялась сама и часто изменяла своему супругу. Ее любви домогаются также Посейдон, Гермес и многие другие боги. Даже сам Зевс неравнодушен к ее чарам. На Олимпе Афродита находится на одной ступени с Гермесом и Аполлоном.
Люди называли ее разными эпитетами: выныривающая, морская, дающая красоту, обольщающая, покровительница разнузданной страсти и бесстыдства (считалось, что именно Афродита изобрела проституцию).
Конечно же, древние ваятели, изображавшие богов на фресках и в скульптурах, вкладывали свое видение прекрасного в их образы. Пожалуй, самый знаменитый образ Аполлона был создан древнегреческим скульптором Леохаром в бронзе. Но мы знаем его уже как римскую копию в мраморе под именем Аполлон Бельведерский.
Знаменитую Афродиту Книдскую ваял античный мастер Пракситель. Оригинал также не сохранился, а мраморная копия украшает Лувр. Существует еще одна всемирно известная копия древнегреческой скульптуры Афродиты – «Венера Медицейская». Но самый знаменитый образ Афродиты — это Венера Милосская (как известно, в римской мифологии Афродите соответствовала Венера).
Художественные образы эталонов древнегреческой красоты дошли до нас уже в работах средневековых мастеров: Сандро Ботичелли «Рождение Афродиты», Тицана «Венера», Антуана Батто «Парис выбирает Афродиту», Баттони Помпео «Аполлон и две музы» и многих других. Вдохновленные античными мифами, они изображали богов и богинь, исходя уже из своих собственных представлениях о прекрасном.