Кое-что о строительстве в Греции.

С пятого класса средней школы всем россиянам становится известно, что есть такая страна Греция, которая является колыбелью западной цивилизации, и, прежде всего, культуры. Античных архитектурных памятников там пруд пруди: древние колонны валяются прямо в полях, а в земле дожидаются своего часа тысячелетние предметы искусства и быта; музеи завалены старинными рукотворными ценностями, выполненными, кстати, с большим мастерством.

Самое приятное, что это правда. Сами греки к руинам привыкли, холят их и лелеют, потому что многочисленные музеи приносят хороший доход в казну государства, а кустарное изготовление копий, продаваемых в качестве сувениров туристам, обеспечивает куском хлеба многих предприимчивых граждан.

Античное наследие, доставшееся грекам от их предков, восхищает любителей  искусства. Уже более ста лет в эту страну съезжаются археологи и историки из многих стран для проведения раскопок на территориях древних полисов в надежде найти НЕЧТО, что заставит весь мир очередной раз восхититься и преклониться перед собственным прошлым. Греческое правительство поощряет подобный энтузиазм по вышеуказанным причинам.

Вся радость от обладания несметными сокровищами античности длится ровно до того момента, пока не назрела необходимость что-нибудь построить – будь то строение или  дорога. Вот тогда греки начинают сожалеть, что история наградила их страну такими  богатствами. Приведем показательный пример, встречающийся сплошь и рядом в Греции.

Допустим, некий греческий господин решил построить себе дом. После волокиты с оформлением всех необходимых документов (а греческие бюрократы чемпионы среди бюрократов), на участок наконец-то въезжает бульдозер для рытья котлована под фундамент. Работы начались.  Через некоторое время нашему гражданину звонит прораб и просит подъехать на участок.

На стройке гражданин узнает, что на его участке под грунтом обнаружены какие-то черепки (или монеты, или еще что, похожее на ценный предмет), и начальник строительства обязан сообщить об этом «куда следует». Казалось бы, вот он – миг счастья! Но наш гражданин не радуется.


Подобная находка означает, что строительство встанет на неопределенный срок: пока соберут специальную комиссию, пока разберутся, насколько ценен найденный предмет, время идет, а значит, наш несостоявшийся домовладелец теряет деньги и рискует потерять еще и участок земли, если находка будет объявлена археологической ценностью.

Поэтому греческий гражданин всячески постарается скрыть от государства  факт обладания возможными «древними сокровищами»: договорится со строителями о не безвозмездном молчании, и работы продолжатся. Кстати, строители сами заинтересованы в дальнейшем продвижении работ. Так что если не узнают каким-то образом патриотичные соседи, есть шанс, что через месяца три, наш гражданин заселиться в новый дом.

Но это, так сказать, частный случай. Гораздо сложнее вести масштабное  строительство в таком городе, как, например, Афины.   Как известно, одним из условий проведения Олимпиады 2004 года в столице Греции было наличие метро. Вернее, одна ветка имелась аж с 1869 года (!!!). Но требовалось увеличить количество линий и модернизировать подземные дороги и здания станций.

Так вот архитекторы, археологи и строители сделали все возможное и невозможное, чтобы создать современное подземное чудо, сохранив при этом все найденные под землей многочисленные артефакты, которые выставили потом на центральных станциях под стеклом в качестве музейных экспонатов. Правда, античный дизайн обошелся казне дополнительно в 70 миллионов долларов сверх заложенной ранее суммы. Вполне возможно, что при таком объемном строительстве какие-то ценности «не заметили». Ведь дело было государственной важности.

Но наличие древних артефактов несет не только дополнительные немалые материальные затраты, но и задерживает сроки сдачи объектов. Например, строительство современной автострады Афины-Каламата, соединяющей столицу с южной частью Пелопоннеса, вместо запланированных 3-х лет потребовало 5 лет. А все из-за того, что рабочие то и дело натыкались на ценные находки, один раз обнаружили даже древнее поселение под грунтом. Разумеется, работы останавливали, компания-подрядчик несла убытки, а водителям приходилось по-прежнему пользоваться старой горной дорогой.

В настоящее время ведется строительство метро в северной столице Греции – Салониках. Археологи ликуют: во время земляных работ найден древний (специалисты считают, 3-х тысячелетний) золотой венок в виде оливковой ветви. И он не единственный, а девятый по счету. Как сообщается в новостях, количество различных ценных артефактов, поднятых из под земли, приближается к 23 тысячам предметов.  Кроме этого, на глубине 8 метров обнаружен 75 метровый участок римской дороги, выполненный их мрамора.  

Разумеется, все подобные находки задерживают срок сдачи метро, и создают неудобства для жителей миллионного города, вынужденных пользоваться только наземным транспортом и оплачивать дополнительные работы. Но с другой стороны, шедевры античного искусства – это не фунт изюма! В конце концов, что такое потерянный год (или пара миллионов долларов) по сравнению с тысячелетней историей и ее бесценными сокровищами?

Вот так и живут греки, разрываясь между гордостью за Великую Историю своей страны и «рубашкой, которая ближе к телу».

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *